родителям на заметку



           На  5 -6  году жизни речь ребёнка с нормальным речевым развитием становится разнообразнее, правильнее, богаче . Свои ответы он уже строит из 2 -3 и более фраз, всё чаще его речь включает сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Увеличение активного словаря   ( он достигает 3000 слов ) даёт возможность ребёнку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.
           У пятилетних детей очень велико тяготение к рифме. Они создают собственные стихи, подбирают слова, лишённые порой всякого смысла. Но само это занятие далеко не бессмысленное, оно способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию. На 6 году жизни дети начинают овладевать правильным произношением шипящих звуков – Ш -Ж –Ч –Щ,  Многие дети готовы правильно произно-
сить звуки  Р –Л., но ещё не всегда умеют верно их употреблять во всех словах. свистящими  В этом  возрасте они смешивают шипящие звуки  со свистящими, звуки –Р –РЬ со звуками Л –ЛЬ.
         Общее недоразвитие речи – это такая речевая патология, которая возникает у детей с первично сохранным интеллектом  и  слухом и выража-
ется  в недостаточной сформированности  всех  компонентов языковой системы : лексики, грамматики, фонетики и, как следствие, связной речи. При  ОНР  отмечается  « позднее её начало, скудный запас слов, аграмма-
тизм, дефекты произношения и фонемообразования.».При этом типичны отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.
        Выделено 4 уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР, от отсутствия общеупотребительной речи  до развёрнутой  фразовой  речи с остаточными явлениями нерезко выраженных элементов лексико –грамма-
тического и фонетико-фонематического недоразвития.( Р.Левина, Т.Б.Фили-
чева ). Нарушения речи при общем её недоразвитии составляют единый комплекс взаимодействующих проявлений, преодоление которых может осуществляться только в процессе систематического воздействия,
направленного  на  коррекцию всех компонентов языковой системы. В норме речь и мышление развиваются во взаимодействии. В условиях речевого  недоразвития  психические процессы могут протекать своеобразно. Откло-
нения в развитии в этом случае приобретают целостный системный характер.
         В  связи с этим действия ребёнка с ОНР отличаются импульсивностью восприятия инструкций взрослого, неорганизованностью. Ребёнку трудно последовательно выполнить те или иные интеллектуальные операции, замечать свои ошибки. Эти особенности  деятельности необходимо  учитывать  при  проведении логопедической работы. Если  в массовых детских садах работа по развитию речи опирается на возрастные  достижения и возможности ребёнка, то в условиях специального детского сада возникает необходимость специальной организации речевой практики  ребёнка, целенаправленного формирования предпосылок для овладения всеми компонентами языка и становления функций речи.
          Помимо этого дети с ОНР нуждаются в комплексе лечебно-оздорови-
тельных мероприятия , соблюдении режима дня, закаливании организма, водных и физиотерапевтических процедурах, физическом воспитании. Многим из них необходим массаж , лечебная гимнастика, логоритмика. Важное значение имеет развитие двигательных функций и преодоление даже незначительных двигательных нарушений, коррекция которых, наряду  с ранней стимуляцией моторного развития, способствует предупреждению выраженных трудностей в формировании речевой функции.
           Третий уровень речевого  развития ( с которым дети  поступают в коррекционные группы детского сада ) характеризуется развёрнутой  фра-
зовой речью  с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и звукопроизношения. Дети достаточно уверенно используют простые распространённые предложения, отмечаются попытки употребления некоторых видов сложных предложений,  однако  их анализ позволяет выявить наличие структурного аграмматизма, например пропуск главных и второстепенных членов предложения, например : « Убощиса  котояя ходит ведлом, тоби песок от так анять « - уборщица, которая ходит с ведром, чтобы песок вот так равнять. В самостоятельной речи появляются не только трёх-, четырёх-, но и пятисложные слова ( « вилисет» -велосипед, «иставатот» - экскаватор …) . Состояние импрессивной речи улучшается. Дети  не только хорошо понимают названия предметов, действий, ряда признаков, но и подмечают изменения значения слов, которые привносят приставка, суффикс, окончание. Дети с третьим уровнем ОНР используют практически все части речи, правильно выстраивая их грамматические отношения в наиболее распространённых речевых ситуациях. Однако формирование грамматического строя  языка  на данном уровне носит ещё незавершённый характер и характеризуется наличием ярко выраженных грамматических ошибок (« упай из тула » - упала со стула, , « пат куклаф » - пять кукол.).
           В словообразовательной деятельности дети справляются с образованием уменьшительно-ласкательных форм существительных, некоторых притяжательных и относительных прилагательных, названий некоторых профессий, приставочных глаголов и т.д. В то же время дети не могут объяснить значения этих слов.
          Типичным проявлением ОНР  данного уровня является невозможность полноценного переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал. Так, например, дети , умеющие образовывать названия детёнышей хорошо известных в бытовом плане животных (  кошка –котёнок, волк –волчонок ), не справляются  с аналогичной словообразовательной операцией на материале названий других, более редких животных ( моржонок –маленький морж, пингвинёнок –пигвиник )
           Недостаточность развития  словообразовательных процессов самостоятельно не преодолевается, препятствует полноценному развитию лексического строя языка и всей речевой коммуникации в целом, а отсутствие своевременной коррекционной работы в дальнейшем может негативно отразиться на  школьном обучении.
           Типичным является неточное  понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением ( одежда –пальты, кофнички, ; мебель –разные столы ). Словарный запас детей данного уровня речевого недоразвития достаточен лишь для повседневной бытовой ситуации, тогда как выход за её пределы демонстрирует существенные пробелы в лексическом строе языка. Так, многие дети не знают названий частей лица и тела человека ( локоть, переносица, ноздри, веки ), животных ( копыта, вымя, грива, бивни ), наименований профессий
( машинист, балерина, плотник, столяр ). И действий, связанных с ними
( возит, танцует, пилит, рубит, строгает ).
         Своеобразие связной речи характеризуется  трудностью внутреннего  планирования  содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. Выраженность фрагментарного изложения, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, нарушение логико-временных и причинно-следственных связей в тексте подтверждают недостаточность связной речи детей с 3 уровнем ОНР. Всё это обусловлено трудностями в понимании сюжетной линии, ограниченностью словарного запаса, недостаточностью используемых языковых средств.. Составляя рассказ или пересказ, дети стремятся в основном к перечислению отдельных объектов, их признаков или действий, совершаемых с ними.
            Звукопроизношение характеризуется  полиморфностью  нарушений звуков ( свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных и т.д..).  Недостаточ-
ность звукопроизношения во многом  обусловлена  неточностью   и нечёткостью дифференциации звуков на слух. Как следствие  - дети с трудом
усваивают операции звуко –слогового анализа : выделение 1 согласного и гласного звука в слове, деление слова на слоги и т.п. Таким  образом,  у детей с ОНР 3 уровня навыки языкового анализа и синтеза  оказываются недостаточно сформированными.



Комментариев нет:

Отправить комментарий