На 
5 -6  году жизни речь ребёнка с
нормальным речевым развитием становится разнообразнее, правильнее, богаче .
Свои ответы он уже строит из 2 -3 и более фраз, всё чаще его речь включает
сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Увеличение активного
словаря   ( он достигает 3000 слов ) даёт
возможность ребёнку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как со
взрослыми, так и со сверстниками.
           У пятилетних детей очень велико
тяготение к рифме. Они создают собственные стихи, подбирают слова, лишённые
порой всякого смысла. Но само это занятие далеко не бессмысленное, оно
способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие
по звучанию. На 6 году жизни дети начинают овладевать правильным произношением
шипящих звуков – Ш -Ж –Ч –Щ,  Многие дети
готовы правильно произно-
сить звуки  Р –Л., но ещё не всегда умеют верно их
употреблять во всех словах. свистящими  В
этом  возрасте они смешивают шипящие
звуки  со свистящими, звуки –Р –РЬ со
звуками Л –ЛЬ.
         Общее недоразвитие речи – это такая
речевая патология, которая возникает у детей с первично сохранным
интеллектом  и  слухом и выража-
ется  в недостаточной сформированности  всех 
компонентов языковой системы : лексики, грамматики, фонетики и, как
следствие, связной речи. При  ОНР  отмечается 
« позднее её начало, скудный запас слов, аграмма-
тизм, дефекты произношения и
фонемообразования.».При этом типичны отклонения в смысловой и произносительной
сторонах речи.
        Выделено 4 уровня, характеризующих
речевой статус детей с ОНР, от отсутствия общеупотребительной речи  до развёрнутой  фразовой 
речи с остаточными явлениями нерезко выраженных элементов лексико
–грамма-
тического и
фонетико-фонематического недоразвития.( Р.Левина, Т.Б.Фили-
чева ). Нарушения речи при
общем её недоразвитии составляют единый комплекс взаимодействующих проявлений,
преодоление которых может осуществляться только в процессе систематического
воздействия,
направленного  на 
коррекцию всех компонентов языковой системы. В норме речь и мышление
развиваются во взаимодействии. В условиях речевого  недоразвития 
психические процессы могут протекать своеобразно. Откло-
нения в развитии в этом
случае приобретают целостный системный характер.
         В 
связи с этим действия ребёнка с ОНР отличаются импульсивностью
восприятия инструкций взрослого, неорганизованностью. Ребёнку трудно
последовательно выполнить те или иные интеллектуальные операции, замечать свои
ошибки. Эти особенности  деятельности необходимо  учитывать 
при  проведении логопедической
работы. Если  в массовых детских садах
работа по развитию речи опирается на возрастные 
достижения и возможности ребёнка, то в условиях специального детского
сада возникает необходимость специальной организации речевой практики  ребёнка, целенаправленного формирования
предпосылок для овладения всеми компонентами языка и становления функций речи.
          Помимо этого дети с ОНР нуждаются в
комплексе лечебно-оздорови-
тельных мероприятия ,
соблюдении режима дня, закаливании организма, водных и физиотерапевтических
процедурах, физическом воспитании. Многим из них необходим массаж , лечебная
гимнастика, логоритмика. Важное значение имеет развитие двигательных функций и
преодоление даже незначительных двигательных нарушений, коррекция которых,
наряду  с ранней стимуляцией моторного
развития, способствует предупреждению выраженных трудностей в формировании
речевой функции.
           Третий уровень речевого  развития ( с которым дети  поступают в коррекционные группы детского
сада ) характеризуется развёрнутой  фра-
зовой речью  с выраженными элементами недоразвития
лексики, грамматики и звукопроизношения. Дети достаточно уверенно используют
простые распространённые предложения, отмечаются попытки употребления некоторых
видов сложных предложений,  однако  их анализ позволяет выявить наличие
структурного аграмматизма, например пропуск главных и второстепенных членов
предложения, например : « Убощиса  котояя
ходит ведлом, тоби песок от так анять « - уборщица, которая ходит с ведром,
чтобы песок вот так равнять. В самостоятельной речи появляются не только трёх-,
четырёх-, но и пятисложные слова ( « вилисет» -велосипед, «иставатот» -
экскаватор …) . Состояние импрессивной речи улучшается. Дети  не только хорошо понимают названия предметов,
действий, ряда признаков, но и подмечают изменения значения слов, которые
привносят приставка, суффикс, окончание. Дети с третьим уровнем ОНР используют
практически все части речи, правильно выстраивая их грамматические отношения в наиболее
распространённых речевых ситуациях. Однако формирование грамматического
строя  языка  на данном уровне носит ещё незавершённый
характер и характеризуется наличием ярко выраженных грамматических ошибок («
упай из тула » - упала со стула, , « пат куклаф » - пять кукол.).
           В словообразовательной деятельности
дети справляются с образованием уменьшительно-ласкательных форм
существительных, некоторых притяжательных и относительных прилагательных,
названий некоторых профессий, приставочных глаголов и т.д. В то же время дети
не могут объяснить значения этих слов. 
          Типичным проявлением ОНР  данного уровня является невозможность
полноценного переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.
Так, например, дети , умеющие образовывать названия детёнышей хорошо известных
в бытовом плане животных (  кошка
–котёнок, волк –волчонок ), не справляются 
с аналогичной словообразовательной операцией на материале названий
других, более редких животных ( моржонок –маленький морж, пингвинёнок –пигвиник
)
           Недостаточность развития  словообразовательных процессов самостоятельно
не преодолевается, препятствует полноценному развитию лексического строя языка
и всей речевой коммуникации в целом, а отсутствие своевременной коррекционной
работы в дальнейшем может негативно отразиться на  школьном обучении. 
           Типичным является неточное  понимание и употребление обобщающих понятий,
слов с абстрактным и переносным значением ( одежда –пальты, кофнички, ; мебель
–разные столы ). Словарный запас детей данного уровня речевого недоразвития
достаточен лишь для повседневной бытовой ситуации, тогда как выход за её
пределы демонстрирует существенные пробелы в лексическом строе языка. Так,
многие дети не знают названий частей лица и тела человека ( локоть, переносица,
ноздри, веки ), животных ( копыта, вымя, грива, бивни ), наименований профессий
( машинист, балерина,
плотник, столяр ). И действий, связанных с ними 
( возит, танцует, пилит,
рубит, строгает ).
         Своеобразие связной речи
характеризуется  трудностью
внутреннего  планирования  содержания развёрнутых высказываний и их
языкового оформления. Выраженность фрагментарного изложения, смысловые пропуски
существенных элементов сюжетной линии, нарушение логико-временных и
причинно-следственных связей в тексте подтверждают недостаточность связной речи
детей с 3 уровнем ОНР. Всё это обусловлено трудностями в понимании сюжетной
линии, ограниченностью словарного запаса, недостаточностью используемых
языковых средств.. Составляя рассказ или пересказ, дети стремятся в основном к
перечислению отдельных объектов, их признаков или действий, совершаемых с ними.
            Звукопроизношение
характеризуется  полиморфностью  нарушений звуков ( свистящих, шипящих,
соноров, заднеязычных и т.д..). 
Недостаточ-
ность звукопроизношения во
многом  обусловлена  неточностью  
и нечёткостью дифференциации звуков на слух. Как следствие  - дети с трудом
усваивают операции звуко
–слогового анализа : выделение 1 согласного и гласного звука в слове, деление
слова на слоги и т.п. Таким 
образом,  у детей с ОНР 3 уровня
навыки языкового анализа и синтеза 
оказываются недостаточно сформированными.
Комментариев нет:
Отправить комментарий